«Черное золото» в Черном море.
21 Сентябрь, Среда, 2011
Над Черным морем замаячили зловещие силуэты морских буровых платформ. Всем нужно «черное золото», и нефтяные компании готовы искать и добывать его даже посреди пляжа.
Некоторое время назад проправительственная турецкая газета «Заман» сообщила, что американский концерн Chevron подписал с турецкой государственной нефтяной компанией ТПАО предварительное соглашение о разработке нефтяных месторождений на турецком черноморском шельфе, к северу от побережья провинции Зонгулдак. ТПАО, которой принадлежат права на разработку этого месторождения, в принципе сама начинала бурить в тех местах морское дно, но смогла пройти лишь 500 м под 2300-метровой толщей воды. А залежи нефти здесь находятся на глубине 4,5 - 5 км, так что для их извлечения понадобился опыт и технологии американской компании.
По имеющимся данным, стоимость бурения одной такой скважины составит $250 миллионов. Но турок это не беспокоит: ведь, согласно условиям договоренности, все затраты на бурение, независимо от его результата, берет на себя Chevron, а ТПАО заплатит только государственные регистрационные сборы (правда, тоже немалые - $50 миллионов). Но уж если нефть все-таки будет найдена, то доход от ее реализации будет поделен в равных долях между американской и турецкой компаниями.
Chevron стал не первой компанией, которую Турция привлекла к разработке недр Черного моря. На шельфе провинции Синоп уже работает нефтяная платформа бразильской Petrobras, присутствуют здесь также ВР и Exxon Mobil. На что же все они рассчитывают или могут рассчитывать?
В принципе, Турция весьма небогата углеводородами. В настоящее время, по данным министерства энергетики страны, из ежегодно потребляемых 32 млрд кубометров газа она импортирует 98%, а из 30 млн т нефти – 92%. К тому же разрабатываемые месторождения близки к истощению. Однако власти Анкары полны оптимизма: ведь до сих пор было разведано лишь 20% предполагаемых месторождений на суше и всего 1% оценочных запасов морского шельфа. Что касается наземных месторождений, то они, как правило, либо слишком малы, либо малопригодны для разработки. Три четверти из них расположены на юго-востоке страны, отличающемся труднодоступным горным рельефом и крайне неспокойным курдским населением. Все это затруднит нефтедобычу, повышая тем самым себестоимость сырья. Но шельф Черного моря – совсем другое дело: каких-то 2 км под воду, несколько километров вглубь земли – и вот она, нефть! Ну, скорее всего, она там будет...
В прошлом году ТПАО объявила о наличии в турецком шельфе Черного моря перспективных запасов нефти и газа. Объем нефтяных месторождений был оценен в 15 - 20 млрд баррелей. Их разработка, по прогнозам Министерства энергетики, позволила бы Турции на протяжении нескольких десятилетий целиком покрывать внутренние потребности в углеводородном сырье. А выйти на такой уровень добычи нефти и газа предполагается аккурат к 2023 г. – столетнему юбилею Турецкой Республики. В марте этого года министерством был принят стратегический план развития энергетики на последующую пятилетку, предусматривающий, прежде всего, активизацию поисков и добычи нефти, газа и угля на территории страны. Впрочем, эксперты сильно сомневаются в выполнимости этих планов.
Надо отметить, что Черное море в последнее время все активнее осваивают нефтяники разных стран. Россия, Украина, Болгария, Румыния, Грузия – все ищут нефть возле своих черноморских пляжей. Что естественно создает угрозу для популярного восточноевропейского курортного региона. Как раз на днях, накануне визита в Китай президента Украины Виктора Януковича, было подписано украинско-китайское соглашение о совместной нефтегазовой разработке шельфа Черного моря. Стоимость проекта составит около $200 миллионов. А «Роснефть», на основании соглашения с недавно признанной российскими властями Республикой Абхазия, готовится начать разведку ее шельфа. По различным оценкам, запасы нефти там могут составлять от 30 до 200 млн тонн. В их разведку и добычу российская компания готова вложить 15 млрд руб., причем около 400 млн уже направлено на экологический мониторинг и геохимические исследования участка.
Защите окружающей среды теперь уделяется особое внимание.
«С учетом того печального опыта, который был у компании Вritish Petroleum в Мексиканском заливе, предъявлены дополнительные требования ко всем судам, установкам, экипажам, которые работают сегодня и которые будут бурить скважины», - заявил в Сухуми в августе этого года экс-глава «Роснефти» Сергей Богданчиков. По его словам, будет создано несколько защитных уровней, которые должны исключить возможность разлива нефти.
Кроме того, Богданчиков отметил, что «до начала бурения на шельфе Абхазии две скважины будут пробурены «Роснефтью» на черноморском шельфе в районе Новороссийска. То есть мы начинаем эксперименты в Черном море не с абхазского шельфа, а с шельфа Российской Федерации». Конечно, отрадно видеть такую заботу о сохранности абхазского(грузинского?) побережья, но немного обидно за российское и наше.
И возникает резонный вопрос: а стоит ли богатой нефтью России проводить подобные экзерсисы на черноморском побережье – их единственном теплом морском курорте? Особенно учитывая то обстоятельство, что в условиях замкнутой акватории Черного моря крупная нефтяная авария может иметь еще более тяжелые последствия, чем ЧП в Мексиканском заливе.
В этом контексте, полагаю, нелишне узнать, что арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял решение отказать Росприроднадзору в удовлетворении иска к «Волготанкеру» (VLGTG) о взыскании 6 млрд. руб. в связи с разливом нефтепродуктов в Керченском проливе в 2007 г.
Накануне на заседании суда была оглашена резолютивная часть решения, мотивировочная часть будет подготовлена позднее. Однако в ходе заседания судья Сергей Маркин заявил, что считает претензии Росприроднадзора к «Волготанкеру» недоказанными.
«Представитель Росприроднадзора не смог представить суду необходимые доказательства, однако заявил, что Россия не может отказаться от данных требований», - отмечается в сообщении.
В судебном заседании Росприроднадзор смог представить исковые требования на 700 тыс. рублей, которые признали все участники процесса. Суд принял решение отложить заседание по данному делу на 29 октября. Как отмечается в сообщении, на заседании планируется рассмотреть исковые требования региональных администраций к ответчикам в связи с возмещением ущерба, нанесенного в результате разлива нефтепродуктов.
Напомним, в результате аварии в Керченском проливе 11 ноября 2007 г из судна «Волгонефть-139» в море попали около 2 тыс. тонн мазута. Судно эксплуатировало ОАО «Волжское нефтеналивное пароходство «Волготанкер».
Росприроднадзор подал иски о взыскании с пароходства 6,049 млрд рублей в связи с ущербом окружающей среде. Соответчиками по искам выступают ОСАО «Ингосстрах» (INGS), где была застрахована ответственность судовладельца по перевозке мазута, а также международный фонд компенсации ущерба от загрязнений нефтью. Иски также подали Керченский порт, аварийно-спасательная служба, региональные органы власти, судоходная компания «БашВолготанкер» на общую сумму около 197 млн рублей.
Так что, технология судебных разборок очевидного «волготанкерного» головотяпства открывает «зеленую» дорогу для повторения подобных сюжетов и безнаказанности компаний-«нефтебегемотов» под боком курортов Южной России и Крыма.
Краснодарский край: Нефть на черноморских курортах |
Последние новости
- 21.09.2011В Сочи неизвестные вывозят известняк с карьера
- 21.09.2011В Сочи в горах Красной Поляны открылся уникальный иглу-отель из снега и льда
- 21.09.2011Первого сентября в Совет-Квадже откроют новую школу и детский сад
- 21.09.2011В Имеретинке восстанавливают разрушенную набережную
- 21.09.2011Пожар в Сочи в доме по улице Пятигорская 92/4