Отдых со вкусом мазута
15 Апрель, Пятница, 2011
11 мая исполняется 3,5 года со дня катастрофы в Керченском проливе. Эта жуткая экологическая трагедия, когда из переломленных пополам судов в открытое море хлестала нефть, чаще вспоминается именно сейчас, когда кое-где на черноморских камнях под солнцем начинают таять капельки мазута.
По подсчетам экологов, время восстановления флоры и фауны на месте трагедии варьируется от 1,5 до 10 лет. По прошествии нескольких лет более точных прогнозов так и не появилось. В одних источниках утверждают, что очистились даже мидии – лучшие индикаторы содержания нефтепродуктов в воде, другие продолжают бить тревогу.
В начале апреля на Кубани побывал начальник отдела экологии Общественной палаты РФ Михаил Еськов. Основная цель его приезда — оценка состояния экологии в ряде проблемных районов Краснодарского края, в число которых вошел и Темрюкский. Беседуя с гостем, мы затронули и наболевший вопрос о последствиях ноябрьского шторма 2007 года:
- Аквалангисты продолжают находить на глубине пятиметровые подушки смешанного с песком мазута. Будет ли проводиться обследование дна Черного моря?
- Такие обследования планируются, только когда они будут проведены, неизвестно. К сожалению, сегодня Министерство финансов не в состоянии оценить опасность отсутствия этих обследований, — развел он руками.
Безусловно, в начале курортного сезона освещение подобных сведений Кубани было бы ни к чему. Да и есть ли повод для переживаний? По данным департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края, популярность наших курортов только растет, в 2010 году отдых на Черном и Азовском морях предпочли на 10% больше туристов, чем в 2009-м. «Если есть на свете рай – это Краснодарский край», — добавляют уверенности в предстоящем сезоне рекламные щиты вдоль дорог.
Но, увы, не вся информация так позитивна.
- Мазут лежит на наших пляжах огромными пластами до самой станицы Благовещенской! Когда ветер сметает с них песчаные наносы, обнажаются большие нефтяные бляхи, их очень хорошо видно сейчас, по весне, — делится грустными новостями историк, подводный археолог Александр Шамрай. — Но самое страшное все же спрятано под водой. Все предметы с кораблей — канаты, шланги, рабочая одежда, перемешанные с мазутом — все лежит рядом с останками судов.
- Как, разве суда не поднимали? – спрашиваю я.
- На поверхность были подняты только части кораблей. Все остальное осталось загрязнять море, — отвечает археолог. — Естественно, это воздействует на фауну. Рыбе нечего есть. Нарушился природный баланс — кефаль вдоль наших берегов в этом году не прошла…
Как показало время, берега наши были очищены только поверхностно, ну максимум на 20 сантиметров в глубину. Тогда были собраны в пакеты около 2 тонн мазута, основную часть которого увезли на переработку. Но часть мешков в машины не поместилась, и они были брошены здесь же, на пляже.
- После трагедии очаг загрязнения был в поселке Чушка, где я тогда жила, — рассказывает жительница Темрюкского района Ирина Гридина. — В поисках спасения к нам во дворы шли животные в мазуте, птицы даже не могли открыть клюв, дорога к порту Кавказ превратилась в сплошное месиво. Работавшие над очисткой берега люди собирали мазут в полиэтиленовые мешки, многие из которых куда-то увезли, а некоторые, присыпав песочком, бросили там же, на берегу. К лету песок смывает, от солнечных лучей полиэтилен лопается, и мазут растекается по земле. Эту картину я наблюдала прошлым летом во 2-м отделении п. Приазовский и на заливе Динском.
Тем же летом на Тамань приезжала американка Кейт Уоттерс, директор международной организации Crude Accountability. Мы познакомились с ней. Она оказалась очень приятным человеком, всей душой болеющим за Россию. На хорошем русском Кейт рассказала о том, что привезла с собой снятый ею фильм об угрозе, нависшей над Таманским полуостровом. В основном там речь идет о работе компании «Таманьнефтегаз», но мне запомнился рассказ именно о катастрофе в Керченском проливе. На днях решила его пересмотреть.
На кадрах умирающих в мазуте птиц читаю текст:
«11 ноября 2007 года танкер «Волганефть-139», перевозящий 1,3 миллиона галлонов мазута, затонул во время шторма в открытом море. Танкер был построен в 1978 году для речного транспорта. Это самая худшая экологическая катастрофа, произошедшая в этом районе». Словно в школе, над текстом выведено: Урок № 1. Опасность морской транспортировки мазута.
Но мы не американцы. Одного урока нам недостаточно, русский человек на своих ошибках учиться не любит. С таким твердым убеждением руководство ООО «Инфотек Ново» организовало в марте 2011 года общественные слушания по оценке воздействия деятельности компании на окружающую среду при перегрузке нефтепродуктов в море.
Диктофонную запись с этого мероприятия мне принес помощник одного из районных депутатов Александр Комлевой. – Послушайте, — говорит, — мы все проголосовали против компании – не хотим повторения ноября 2007-го…
Если опустить официоз, получается вот какая картина:
В Черном море в 4 километрах от мыса Панагия на танкер-накопитель (ООО «Инфотек Ново») планируется отгрузка нефтепродуктов с судов (компания «Волготранс»), двигающихся из Татарстана по Волге, через Дон и Азовское море. Танкер-накопитель – 2010 года выпуска, но только 20% судов могут похвастаться такой молодостью, большинству же перевалило за 20…
- В основном это чермет, а для судна 20-30 лет – это глубокая старость, – слышу на пленке голос одного из представителей общественности. – То, что эти корабли ходили по рекам и Азовскому морю, еще ничего не значит. В Черном море совсем другое волнообразование. Попав на черноморскую волну в сильный шторм, эти посудины просто переломятся! Во время катастрофы в Керченском проливе как раз и была такая ситуация.
Как уже упоминалось, слушания закончились тем, что большинство присутствующих проголосовали против работы компании. А фильм американский в Темрюкском районе показать так и не разрешили. Время лечит. Эта мудрая пословица не только про душевные переживания. Есть в ней смысл, когда говорим и обо всем окружающем мире. Сидишь на берегу, дует легкий бриз, и понимаешь, что пройдет несколько лет, и все равно перетрется, смоется волнами морскими все «воспоминания» о давнишней трагедии, зародится новая жизнь. Хватило б только у природы на это сил и терпения…
Елена АЛЕКСЕЕНКОВА
Краснодарский край: Последствия экологической катастрофы в Тамани. |
Последние новости
- 15.04.2011В Сочи неизвестные вывозят известняк с карьера
- 15.04.2011В Сочи в горах Красной Поляны открылся уникальный иглу-отель из снега и льда
- 15.04.2011Первого сентября в Совет-Квадже откроют новую школу и детский сад
- 15.04.2011В Имеретинке восстанавливают разрушенную набережную
- 15.04.2011Пожар в Сочи в доме по улице Пятигорская 92/4