Олимпийский оброк
13 Май, Четверг, 2010
Проект по строительству полигона ТБО интересный, но уж слишком много возникает вопросов, на которые так и не были получены ответы. К примеру, почему за строительство объекта будет вынуждено платить население Сочи, а не инвестор или муниципалитет? Как отметил Анатолий Пахомов, в нашем бюджете и так много дыр, и дополнительные расходы на строительство полигона невозможны, как невозможны поступления по Федеральной и Краевой целевым программам. Выходит, что наше население, половина которого пенсионеры, состоятельнее любого инвестора и сможет закрыть бюджетные «дыры» из своих личных средств. И неудивительно, ведь при расчетах доступности услуги населению уже в этом году доход «стандартной семьи» в нашем городе должен составить 36 тысяч 929 рублей, а к 2012 году эта сумма увеличится почти на треть. Цифры ошеломляющие, но далеки от реальности.
Но допустим, что финансировать проект будут сочинцы. Тогда возникает вопрос, каким образом эти инвестиционные средства будут учтены в распределении дальнейшей прибыли акционерного общества? В соответствии с Решением ГСС от 7 июня 2005 г. №147 доля МУП «САХ по уборке города» в ОАО «Сочинский мусороперерабатывающий комбинат» составляет всего 25 процентов. Почему не увеличить эту долю, к примеру, в два раза? Ведь помимо временного полигона в Буу, акционерное общество строит и другой олимпийский объект – комплекс по сбору и переработке мусора на месте недостроенного мусоросжигательного завода. Во всем мире это весьма доходный бизнес, и увеличение доли города в таком предприятии было бы логичным.
– Строительство и эксплуатация полигона ТБО будет осуществляться за счет стопроцентной надбавки, которая ляжет на плечи рядовых сочинцев, и это несмотря на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ №991 инвестиции должны поступать от инвестора, а также за счет Федеральной и Краевой целевых программ, – отмечает депутат ГСС Татьяна Черновалова. – Я была категорически против принятия данного инвестпроекта. Во-первых, так и остался без ответа вопрос об увеличении доли муниципалитета в ОАО «Сочинский мусороперерабатывающий комбинат». Это положение вообще не рассматривалось. Не менее важно, что будет с полигоном через 15 лет? Что будет с горой ТБО, и за чей счет будет содержаться полигон после его закрытия? Скорее всего, после закрытия старого потребуется новый полигон, и тогда на жителей вновь наложат «олимпийский оброк», чтобы компенсировать затраты инвестора. Большая часть населения Сочи – пенсионеры, выходит, что реализация проекта будет осуществляться за счет этой незащищенной категории граждан.
Важно отметить, что в соответствии с ст. 15 п. 14 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» утилизация и переработка мусора – это зона ответственности муниципалитета. Следовательно, согласно Бюджетному кодексу РФ, средства на строительство полигона ТБО, который будет обеспечивать нужды населения, а значит муниципалитета, должны выделяться из городской казны. У нас же все наоборот. Платят люди, которым и так достаются непомерно высокие платежи за коммунальные услуги.
Построим всем миром
Подобного проекта инвестирования в истории нашего города еще не было. В чем заключается его инвестиционная суть, тоже непонятно, так как платят за все и открывают дополнительную статью дохода для ОАО «Сочинский мусороперерабатывающий комбинат» рядовые жители и предприниматели. Для последних уровень «оброка» пока так и не определен.
Уже неоднократно президент России Дмитрий Медведев говорил о необходимости снижения коммунальных платежей. В будущей Олимпийской столице принимаются решения, что называется, с точностью наоборот. Так, чуть больше месяца назад сочинцев обрадовали практически 45-процентным повышением тарифа на вывоз мусора. Теперь горожанам придется платить не только за вывоз, но и за утилизацию.
К слову, большинство олимпийских объектов в нашем городе строятся инвесторами. Взять, к примеру, патанинский комплекс «Роза хутор» на Красной Поляне или порт в Имеретинке компании «Базел». Эти компании не требуют средств жителей курорта. Хотя ведь и эти объекты строятся на благо города и для его развития. А порт вообще осуществляет прямые поставки грузов для строительства объектов. Так может увеличить «оборок» еще на пару пунктов и помочь остальным олимпийским объектам за счет жителей Олимпийской столицы?
Кто на что горазд
Несмотря на несоответствия в инвестиционной программе, большинство депутатов поддержали идею строительства полигона ТБО. И это несмотря на то, что ни основной докладчик по вопросу депутат Юрий Аринцев, ни глава города Анатолий Пахомов, ни представитель инвестора так и не смогли ответить на вопросы противников такого проекта. Более того, в нарушение регламента председатель городского парламента Анатолий Луцык упорно не давал слово дотошным народным избранникам. Несмотря на ожидания единогласного одобрения, восемь депутатов не поддержали инвестиционную программу. Это Людмила Манцурова, Татьяна Черновалова, Сергей Эксузян, Анатолий Карташов, Людмила Шестак, Владимир Варельджан, Артур Аракелян, Виктор Кирин.
Будущее сочинского мусора определено на пятнадцать лет, как и обязанность сочинцев по финансированию полигона. Что будет потом, неизвестно. Сторонники проекта надеются, что появятся современные технологии, и новый полигон строить не придется. Хотя технологии, апробированные на западе, уже давно существуют. Еще в 2007 году в Сочи появился зарубежный инвестор, готовый вложить деньги в сочинский мусор. Технология «ECOWASTERPO» предусматривала переработку на территории города или за его пределами любых твердых и жидких бытовых отходов (в том числе рекультивация свалок и использование отходов очистных сооружений). Инвестор готов был вложить в строительство комбината личные средства, а после 2014 года подарить его городу. В чем подвох? А ни в чем. Завод должен был работать на самоокупаемости, так как на выходе получался бы продукт в виде безопасных изделий и материалов, годных для применения в быту, гражданском строительстве, сельском хозяйстве и т.д. Но этот проект инвестирования показался непривлекательным. Решили поддержать местного производителя, поставщиком доходов которому теперь будут сочинцы. Так что готовьтесь к очередной квитанции в свой почтовый ящик, ведь теперь вы носите гордое звание инвестора, дорогие жители олимпийского курорта.
Глава города предложил сочинцам построить олимпийский объект за собственные средства
На минувшей неделе состоялась первая сессия Городского Собрания Сочи депутатов 4 созыва. Вопрос, который вызвал бурное обсуждение, - это инвестиционная программа, предложенная ОАО «Сочинский мусороперерабатывающий комплекс», по строительству полигона твердых бытовых отходов в междуречье рек Буу и Хобза. По оценке специалистов-инвесторов сумма, необходимая на строительство, составляет 1 миллиард 338 миллионов 619 тысяч рублей. И возложена она полностью на плечи сочинцев. Глава города Анатолий Пахомов лично внес инвестиционную программу на рассмотрение сочинскими депутатами.
История вопроса
Ресурс сочинских свалок иссяк уже порядка двух десятков лет назад. Несмотря на это, свалки в Адлере и Лоо продолжали эксплуатироваться. Результат не заставил себя долго ждать. Постоянные оползни свалки в Адлерском районе привели к тому, что горы мусора просто рухнули на дома местных жителей.
Для решения проблем по переработке отходов в 2005 году решением сессии Городского Собрания Сочи было создано акционерное общество, учредителями которого выступили ОАО «Тоннельный отряд 44» и муниципалитет в лице МУП «САХ» г.Сочи. В качестве вклада в уставной капитал ОАО «Сочинский мусороперерабатывающий комплекс» администрация города внесла недостроенное здание мусоросжигательного завода, расположенное на улице Транспортная. Таким образом, доля города составила 25%, все остальное – собственность крупнейшего в Сочи строительного предприятия.
Город стал Олимпийской столицей. 29 декабря 2007 года было утверждено Постановление Правительства РФ № 991 «О программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта». В рамках постановления был утвержден перечень олимпийских объектов, в который вошли комплекс по сбору, вывозу и переработке твердых бытовых отходов в экологически безопасные изделия, расположенный в Хостинском районе, и полигон твердых бытовых отходов в междуречье р. Буу и р. Хобзы. Инвестором и ответственным исполнителем данных проектов был определен ОАО «Сочинский мусороперерабатывающий комплекс».
Мы за ценой не постоим
На сегодняшний день сумма расходов на строительство полигона ТБО, предусмотренная инвестором, составляет 1 миллиард 338 миллионов 619 тысяч рублей. Из них 760 миллионов 814 тысяч рублей – это средства, которые будут получены ОАО «Сочинский мусороперерабатывающий комплекс» по кредитам, в том числе от Внешэкономбанка 532 миллиона и от юридических лиц 228 миллионов рублей. К слову сказать, что это за юридические лица и на каком основании они дают инвестору займы, выяснить не удалось. Остальная часть суммы – 467 миллионов 422 тысячи рублей – это проценты по банковским кредитам, проценты за пользование заемными средствами и плюс налоги. Время реализации инвестиционной программы и ее окупаемости составляет 12 лет (2010-2022 гг.). Затраты инвестор планирует компенсировать за счет стопроцентной надбавки к тарифу в виде дополнительной строки в квитанциях сочинцев «За утилизацию мусора». Ежегодно, по расчетам инвестора, каждый житель города будет выплачивать за новую услугу в среднем от 32 до 38 рублей в месяц. Такие данные приводятся в п. 11 инвестиционной программы, а также в приложении заключения Управления цен и тарифов администрации г. Сочи. При нехитром математическом расчете получается, что при населении в 500 тысяч человек акционерное общество получит значительную сверхприбыль. Сумма, полученная от горожан, составит 2 миллиарда 520 миллионов рублей.
Срок эксплуатации полигона ТБО составляет 15 лет, то есть работать этот объект будет ровно три года после окупаемости проекта. А что дальше? Что будут делать инвесторы с горой мусора, образовавшейся вблизи поселка Буу, после закрытия полигона, неизвестно. И неудивительно, что на сегодняшний день местные жители против строительства объекта вблизи своих домов. Однако, когда на кону стоит «благополучие» всего города, мнение и удобство меньшинства не учитываются.
Дополнительная статья дохода
Еще в апреле прошлого года глава правительства Владимир Путин, а затем и министр регионального развития Дмитрий Козак заявили о том, что отныне олимпийские стройки на льготных условиях будет кредитовать Внешэкономбанк (по материалам banki.ru). Для каждого проекта ставка определяется индивидуально, но в пределах 0,4-1,4% к ставке рефинансирования, рассказывает представитель ВЭБа Андрей Мазуров. Как сообщает РИА-НОВОСТИ, в апреле этого года ставка рефинансирования была снижена до рекордных 8 процентов. Исходя из этого, процентная ставка по кредитам при строительстве олимпийских объектов, в том числе и полигона, должна составить максимально 9,4 процентов. Но тогда возникает вопрос: почему часть денег, 228 млн. рублей, планируется занять под 13% годовых у неких юридических лиц, а не у банка под более низкий процент? Как отметил глава города Анатолий Пахомов, это и так минимальный процент, на который мы можем рассчитывать. Ниже некуда. На первый взгляд разница в четыре – пять процентов не так уж велика. Однако за каждым процентом следуют миллионные платежи по «мусорным» счетам сочинцев.
Илья НЕДЕЛЬКО
Источник: Народная газета Сочи
Краснодарский край: Олимпийский оброк - Вопросы без ответа, или много дыр |
Последние новости
- 13.05.2010В Сочи неизвестные вывозят известняк с карьера
- 13.05.2010В Сочи в горах Красной Поляны открылся уникальный иглу-отель из снега и льда
- 13.05.2010Первого сентября в Совет-Квадже откроют новую школу и детский сад
- 13.05.2010В Имеретинке восстанавливают разрушенную набережную
- 13.05.2010Пожар в Сочи в доме по улице Пятигорская 92/4